14 июля - День рек и озёр.
В жаркие июльские деньки лучшее место, где только можно оказаться – это живописный берег прохладной реки или озера. Завтрашний тематический день посвящаем актуальной теме пресноводных водоёмов. Учим детей знать и различать их, и, конечно же, бережно относиться к ним, быть культурными и цивилизованными гостями родной природы.
Расскажите детям:
Реки и озёра – это пресноводные водоёмы, вода в которых не солёная, как в море. Река – это природный водоём, вода в котором течёт естественным потоком от истока и по устья.
Истоком реки часто бывает небольшой родничок, бьющий из-под земли, от которого бежит ручеёк и к которому присоединяются другие роднички и ручейки. Горные реки зачастую начинаются в ледниках и на снежных вершинах, питаясь их талыми водами.
Степные реки – более глубокие, полноводные, с плавным и небыстрым течением. Такие реки текут среди полей и холмов. Речки поменьше, которые впадают в более крупные, называются их притоками.
Горные реки отличаются от равнинных рек быстрым и бурным течением, всегда холодной водой. Они неглубокие.
Руслом называется тот путь, что выбрала себе река. Это углубление, часто извилистое, потому что реки по пути огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.
Берега рек часто бывают разными. Правый – более крутой, левый берег – низкий и пологий, заливаемый весною половодьем (талыми водами).
Устье реки – место, где она впадает в другой водоём (реку, озеро, море, океан). Многие реки в устье разделяются на несколько рукавов, называемых вместе дельтой.
Озеро – это водоём, который никуда не течёт, а просто находится в большом углублении, называемом озёрной чашей. Это тоже естественный природный водоём. В отличие от пруда: тот искусственный, созданный при помощи перегораживания речки плотиной: для того, чтобы брать воду на полив полей или для разведения рыбы.
Список дел на день:
1. Рассказать детям о реках и озёрах, о роли этих водоёмов в эко-системах окружающей среды и об обитателях мира пресных вод.
2. Почитать стихотворения о реках, озёрах, чистой воде и необходимости бережного к ней отношения
3. Побеседовать о том, что реки и озёра являются едиными природными организмами, и их нужно оберегать от засорения.
4. Загадать загадки о реках и озёрах – источниках чистой воды. Организовать опыты и эксперименты, демонстрирующие, как люди могут засорять водоёмы, и как – бороться с этими засорениями.
5. Организовать творческое занятие по рисованию рек и озёр: для уточнения и закрепления знаний ребят о характерных признаках тех и других водоёмов.
6. Рассказать историю близлежащего водоёма и интересные факты о нём.
7. Посмотреть мультфильмы «Заяц Коська и ручеёк», «Лунтик. Сборник «Таинственный пруд», «Маша и медведь. Ловись, рыбка», «Барбоскины. Рыбалка»; познавательную программу о реках из серии «Кругосветное путешествие с Хрюшей»
Интересные идеи для творчества:
- не оставит равнодушным ни одного ребёнка объёмная аппликация «Рыбки в водоёме»;
- симпатичный лягушонок получится в технике пластилинография;
- можно сделать чудесную обрывную аппликацию с изображением русской реки;
- поиграть с блочным конструктором, выстроив с его помощью отличный мост через реку;
- заинтересует детей аппликация с элементами пластилинографии "Плывёт по реке кораблик".
Удачи, успехов, творческого вдохновения и будьте здоровы!