23 Ноя 2021 23:27

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания ребенка – дошкольника.
Начало школьной жизни меняет весь образ жизни ребенка. Принятые у дошкольников беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной обязанностями и ограничениями: теперь ученик должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке, выполнять домашние задания, добиваться хороших оценок в учебной работе и т.д.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто невозможен.
Готовность к школе- важный итог развития ребенка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного детства.
Поступление в школу- новый этап в жизни каждого ребенка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребенок осваивает новую роль- ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».
Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. Он попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.
Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь.
У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Готовность к школе – значимый показатель эффективности воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Это многогранное, многокомпонентное понятие. Выделяется три взаимосвязанных аспекта этого понятия:
• физиологический,
• психологический,
• социально- личностный.

Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физиологической формы будущего первоклассника. Он показывает уровень развития ребенка, характеризующий его готовность к систематическому обучению в школе и возможности справится с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья (биологическая зрелость организма, состояние здоровья) .
Психологический аспект готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.
В содержании психологической готовности выделяют интеллектуальную готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает у детей наличие у детей сформированных познавательной активности и познавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково- символической функции сознания, речи, общего кругозора.
Учебная деятельность школьника связана с высокой производительностью, это обуславливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается в способности ребенка к появлению настойчивости в достижении цели,  в умении подчинить свои действия правилам,
осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.
Успешное обучение в школе зависит от мотивационной и коммуникативной готовности ребенка.
Мотивационная готовность к школе выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу.
Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения.
В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Образовательный процесс в группах предшкольного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим, решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе, обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.
Задача воспитателя – обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли ученика.
Начало школьного обучения для ребенка это сильный стресс. Все первоклассники, наряду с переполняющими их чувствами радости и восторга, испытывают тревогу, боязнь, напряжение. У школьников в первые дни прихода в школу снижается иммунитет, иногда исчезает сон, аппетит, может повышаться температура. Они капризничают, раздражаются, казалось бы, совершенно без повода. Время адаптации к школе - это приспособление к ее основным требованиям, бывает у всех детей. Хотя у одного он длится один месяц, у другого - неделя, у третьих - весь первый учебный год. Многое зависит от особенностей ребенка, от его способностей овладения учебой. Поэтому в детском саду особое внимание должно уделяться освоению детьми универсальных умений: принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение.
Владение этими умениями позволит детям успешно учиться в школе.

                                                                Подготовила: Сафронова А.А., воспитатель


Дата последнего изменения: 23 Ноя 2021 23:36