Консультация педагога-психолога для родителей
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
В три года ребенок становится более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна, и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частного полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
Игра детей неотделима от игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья.
Игрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя
Современные дети уже не удивляются новым игрушкам, требуют все новые и новые, родители идут на поводу, лишь бы любимое "чадо" от них отстало и пошло поиграть куда-нибудь в уголок. В результате - гора ненужных и нелюбимых игрушек, с которыми дети не умеют и не хотят играть и одинокий, несчастный ребенок.
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Большинство игрушек, которые можно купить сегодня, приносят вред вашему малышу, так как чаще всего для их изготовления используют вредные краски, материалы, если игрушка со звуком, то он значительно превышает норму. Именно все эти показатели развивают в ребенке апатию и безразличие к окружающему миру, а родители чаще всего этого не замечают, так как сами постоянно заняты работой и не могут уделить малышу немного времени на игры. Запомните несколько требований к отбору игрушек для вашего ребёнка.
Требования к детским игрушкам
1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий, не более 2–3 в одной игрушке.
3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.
4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д, так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.
5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.
6. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.
Самое главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет, и какие качества может сформировать.
Например:
Для правильного называния и различения геометрических фигур используются специально разработанные геометрические лото, знакомство с которыми предусмотрено программой детского сада (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, звезда) .
Большой популярностью пользуются народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно
Дидактические игрушки или пособия должны быть развивающими и побуждать ребенка к игре. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей трех - четырехлетних детей и не утомляют их.
В качестве игрового материала можно использовать разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка. Это, прежде всего разные украшения (бусы, значки, головные уборы, ленточки, которые так любят малыши. Игра с этими предметами создает атмосферу праздничности, сюрпризности, которая обогащает жизнь детей. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других. Д. Б.Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.
Таким образом, все игрушки, без исключения, должны использоваться для всестороннего познавательного и сенсорного развития ребенка.
Следует обратить внимание на ассортимент игрушек – отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповых электронных игрушек, орущих на китайском языке кукол и зверей.
А что же должно быть на полках у вашего малыша?
Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе с взрослыми.
Любая игрушка, без участия родителей в игре, теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате.
И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
Так играйте со своими детьми!
педагог-психолог Фарафонова Г.Н.